Rambler's Top100
Интернет-журнал 'Новая Политика'
"Спартак" легко победил "Амкар" в гостях
Сотрудники уголовного розыска пресекли сходку "воров в законе"
На водородном аккумуляторе IPhone будет работать 6 недель
Боевики взорвали еще один древний храм в Пальмире
НОВОСТИ   СТАТЬИ   ИНТЕРВЬЮ   КОЛОНКИ   ТЕМЫ   ПЕРСОНЫ   АВТОРЫ   ПОИСК

18+

ПОЛИТИКА    В МИРЕ    ЭКОНОМИКА    ОБЩЕСТВО    ПРОИСШЕСТВИЯ    КУЛЬТУРА    СПОРТ   

Авторские колонки

Прирастут ли США новым штатом?

12 ноября 2012

Сергей МАРКЕДОНОВСергей МАРКЕДОНОВ
политолог, кандидат исторических наук

В первый вторник ноября весь мир заинтересовано наблюдал за ходом выборов президента США. На фоне этого события референдум, параллельно проходивший на архипелаге Пуэрто-Рико, оказался в тени. Между тем, его жители проголосовали за предоставление этой территории статуса 51-го американского штата. Означает ли это, что в скором времени политическая конфигурация лидирующей мировой державы изменится? И если ответ на этот вопрос будет положительным, то какие прецеденты это может создать? Особенно, если принять во внимание повсеместный рост сепаратистских и националистических настроений, а также кризис интеграционных проектов. Пуэрториканский опыт интересен также и для постсоветского пространства. Так, абхазские представители, обсуждая возможный статус своей республики, не раз приводили модель взаимоотношений между США и Пуэрто-Рико, как возможный пример для России и Абхазии.

США – это страна, состоящая из штатов. Данное определение принимается фактически по умолчанию. Между тем, американская ассиметричная федерация намного сложнее. Помимо 50 штатов в США есть такое образование, как Федеральный округ Колумбия (столичный город Вашингтон). Не являясь отдельным штатом, он не имеет своих представителей в Сенате. Округ представлен только одним делегатом в Палате представителей, притом, что это лицо обладает правом участия в дебатах и заседаниях комитетов, но не правом голоса. Голосовать делегат от округа может только по процедурным вопросам в комитетском формате. И лишь в результате принятия 23-й поправки к Конституции США в 1961 году американская столица получило право иметь три голоса в коллегии выборщиков при избрании президента.

Пуэрто-Рико – не самая процветающая территория и ее уровень придется подтягивать

Интересный парадокс. Столица страны – мирового гегемона не имеет адекватного представительства в высшем законодательном органе власти. Неслучайно в Вашингтоне чрезвычайно популярен лозунг "налогообложение без представительства – это тирания", поскольку в 2011 году налогоплательщики столицы собрали федеральных налогов больше, чем 19 американских штатов, пользующихся полноценной возможностью выбирать сенаторов и конгрессменов.

Помимо этого существует немало и других правовых статусов. Так, некоторые американские штаты (Орегон, Вашингтон, который следует отличать от столицы США) перед обретением этого положения имели такую форму управления, как "инкорпорированная организованная территория". В августе 1959 года Гавайи, обладая этим статусом, стали последним на сегодняшний день 50-м штатом. После этого в составе США таких территорий не было.

"Инкорпорированными неорганизованными территориями" считаются территориальные воды США в пределах 12 морских миль, а также корабли под американским флагом.

"Неинкорпорированными организованными территориями" являются Пуэрто-Рико, Гуам, Американские Виргинские острова. Эти территории не входят в состав США, но находятся под управлением Штатов. Их жители обладают американским гражданством, но действие Конституции США там ограничено. Пуэрто-Рико имеет собственную Конституцию, ратифицированную Конгрессом в 1952 году. Американские граждане, проживающие на этих территориях, могут выбирать по одному представителю в Конгресс. Правда, эти избранники не имеют там права голоса. Жители Пуэрто-Рико, Гуама и Американских Виргинских островов также не выбирают президента США, но могут принимать участие в "праймериз" Демократической и Республиканской партий по определению претендентов на высший государственный пост. В мае нынешнего года американский Верховный суд отказался рассматривать иск пуэрториканцев, которые потребовали предоставить право голоса их представителю в Конгрессе. И, тем не менее, столь жесткое и определенное решение федеральной судебной власти не отвратило жителей архипелага от поисков своего будущего через более тесную интеграцию с США.

Вашингтон установил свой контроль над Пуэрто-Рико в результате испано-американской войны (апрель-август 1898 года), ставшей первой серьезной заявкой на участие Америки в мировой политике. Испания уступила свои последние американские владения, а США, напротив, упрочили свое положение в регионе и на международной арене. Уже в первой мировой войне жители архипелага служили в армии США, а в 1917 году пуэрториканцы получили гражданство этой страны. Однако интеграционные процессы развивались не линейно. Разный социальный и экономический уровень, языковая проблема (подавляющее большинство жителей Пуэрто-Рико и сегодня считает испанский своим основным языком), выбор политической идентичности, трудовая миграция создавали немало коллизий между Вашингтоном и Сан-Хуаном. И среди пуэрториканских политиков были сторонники национальной независимости и даже вооруженной борьбы с США. Достаточно сказать, что нынешний референдум на архипелаге – далеко не первое голосование по вопросу о статусе Пуэрто-Рико. В 1967 году сторонники более тесной интеграции получили лишь 39 % голосов. В 1993 году их число выросло до 46,3 %, а еще через 5 лет увеличилось на две десятые. Таким образом, итоги нынешнего голосования могут считаться рекордными. Никогда ранее идея получения статуса американского штата не набирала 61 % голосов от числа тех, кто принял участие в референдуме.

В реальности последний шаг к окончательному инкорпорированию Пуэрто-Рико не так прост

Но означает ли это, что все препоны на пути к искомой цели сняты? В ноябрьские дни многие комментаторы поспешили сделать прогнозы о том, что в скором времени в США будет уже 51 штат. Но в реальности последний шаг к окончательному инкорпорированию Пуэрто-Рико не так прост. Начнем с того, что итоги голосования носят не обязательный, а рекомендательный характер. Более того, решение о присоединении президент США не может принять единолично. Прерогатива здесь у Конгресса. Но в Палате представителей у оппонентов Обамы – республиканцев – сохраняется большинство.

Между тем, именно консервативный спектр американского политического класса выступает против поспешного решения по Пуэрто-Рико. В ходе предвыборной кампании Обаму (и демократов в целом) ругали за чрезвычайное увлечение государственными расходами и социальной политикой. Очевидно, что одна только смена флагов и государственной символики в связи с принятием в состав союза нового члена – дело недешевое. Добавим к этому и подключение архипелага к различным программам социальной помощи (на что, кстати, пуэрториканцы очень надеются). Между тем, размер такой помощи может составить до 20 миллиардов долларов в год. Сумма немалая с учетом кризиса и многочисленных бюджетных трудностей, существующих сегодня у Штатов.

Но это – лишь часть проблемы. Все-таки Пуэрто-Рико – не самая процветающая территория и ее уровень придется подтягивать, что опять-таки сопряжено с расходами. Не будем забывать и про налоги – важнейший сюжет американской экономики и политики. Большая часть пуэрториканцев сегодня не платит федеральных подоходных налогов. Но обладание статусом штата автоматически заставит их делать эту не слишком приятную вещь. Отсюда возможные разочарования и, как следствие, рост сепаратистских и партикуляристских настроений. Словом, маятник может качнуться в обратную сторону.

Только в случае решения "статусного вопроса" Вашингтону придется заниматься всем этим уже более плотно. В такой ситуации трудно будет кивать на неопределенное правовое положение архипелага. Следовательно, промежуточное положение, которым сегодня пользуется "свободно ассоциированное государство Пуэрто-Рико", может сохраняться еще неопределенное время. Да и без формально-юридического приращения американской территории контроль США над архипелагом никуда не денется. Похоже, что в данном вопросе для Вашингтона, как говорится, важнее ехать, чем шашечки. На этом направлении за новыми прецедентами в Белом доме не гонятся.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Ключи: референдум, США, Пуэрто-Рико

Архив колонок

Ольга АЛЛЕНОВА
Оставить в покое историю

Михаил ГОРБАНЕВСКИЙ
Заставы Ильича

Дмитрий СТЕШИН
Правила

Михаил ГОРБАНЕВСКИЙ
По морям, по волнам

Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ
Сталин и церковь

Мы обязаны оправдать ожидания крымчан

Александр РОМАНОВИЧ
Мы обязаны оправдать ожидания крымчан

Лучшая дата для Дня России

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
Лучшая дата для Дня России

Главные новости

За критические публикации у журналиста убили кошку

Время считать подарки

Отправят ли в отставку Алексея Еремеева?

Кремлевское руководство раздражает "сдержанный оптимизм" Алексея Чалого

Севастополь: где два хохла – три гетмана

Крымские СМИ пишут про раскол в стенах заксобрания

В политической баталии между законодательной и исполнительной властью Севастополя состоялся обмен ферзями

Чалый "подсиживает" правительство


КАРТА САЙТА   О ПРОЕКТЕ   ВАКАНСИИ   РЕДАКЦИЯ   СОТРУДНИЧЕСТВО  
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Цитирование и перепечатка приветствуются
при ссылке на интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).
E-mail: welcome@novopol.ru